Самолет Ту-144. История сверхзвукового Ту-144

8 Сентябрь 2011 at 6:27

Когда-то давным-давно, в детстве, дома на шкафу, на самом верху, стояла собранная склеенная модель самолета Ту-144. Вообще-то это даже была единственная моделька, которая была у нас дома. Необычная конструкция самолета и сгибающаяся носовая часть, ну и конечно же пробежки по комнате с самолетиком в руках запомнились мне на всю жизнь. Так что сегодня, в более сознательном возрасте, мне захотелось поднять историю возникновения и трагическую судьбу этого самолета и рассказать о нем в блоге.

samolet-01
Ту-144 на взлетной полосе

Примечателен этот самолет тем, что это был единственный в СССР сверхзвуковой пассажирский самолет, да что там в СССР, в мире кроме Ту-144 существовал лишь всем известный Конкорд, так что всего в истории авиации было только два сверхзвуковых пассажирских самолета у СССР и совместно у Англии и Франции. Стоит отметить, что наш Ту-144 был введен первым в эксплуатацию, а именно 31 декабря 1968 года. Первый Конкорд поднялся в воздух 2 марта 1969 года. Ту-144 опередил свое время.

Характеристики Ту-144:

Число мест: Экипаж: 3 человека
Пассажиров: от 98 до 150 в зависимости от модификации.

Массы и нагрузки: Взлетная: 150 тонн
Пустого снаряженного: 91.8 тонн
Вес топлива : 92 тонны

Летные данные: Крейсерская скорость: 2300 км/ч
Дальность полета (сверхзвуковая): 2920 км
Практическая дальность: 6500 км
Эксплуатационный потолок: 20000 метров

Размеры: Размах крыла (м): 27.65
Длина самолета (м): 59.4
Высота самолета (м): 10.5
Площадь крыла (м2): 438
Нагрузка на крыло (кг/м2): 411

Шестидесятые годы двадцатого века для СССР были периодом гонки вооружений, и СССР развивал свои технические инновации даже за пределами ВПК, что и говорит о том, что пассажирский Ту-144 был введен в эксплуатацию всего лишь за 2 месяца до появления конкурента Конкорда. В 1971 году уже модифицированный Ту-144 был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция), когда и представилась возможность сравнить оба конкурента, нашего и англо-французского. Ту-144 был заметно больше Конкорда, а его корневая часть крыла начиналась с заметного увеличения стреловидности, что повышало летные характеристики на низкой скорости. Двигатели на обоих самолетах располагались в специальных гондолах под крыльями. Аэрофлот планировал заказать большое количество самолетов Ту-144 и составить из них изрядную долю пассажирского авиапарка СССР.

Но, как часто это случается, в спешке введения самолета в эксплуатацию, у лайнера возникли разнообразные болячки. К примеру, дальность полета, вместо заявленных 6500 км, составляла лишь 3500 км, и для того чтобы достигнуть дальних городов нашей страны (а саолет и был создан для обеспечения дальних пассажироперевозок) приходилось совершать посадки и дозаправки, что увеличивало время перелета. А для чего тогда сверхзвуковой лайнер, если время в пути оказывалось сопоставимым с обычными пассажирскими самолетами. В конструкции самолета тоже были недостатки, среди которых была низкая прочность конструкционных панелей лайнера. Пилоты, управлявшие Ту-144, вспоминают, что после приземления нельзя было прикасаться к обшивке лайнера длительное время, так как она нагревалась свыше 120 градусов.

Одной из главных вех в истории Ту-144 стал 1973 год, когда 3 июня в Ле-Бурже проводилось всем известное авиашоу. Это был второй серийный самолет, который разбился на глазах у многих тысяч зрителей и журналистов. Все члены экипажа погибли. Точная причина аварии до сих пор неизвестна, существуют лишь версии, среди которых наиболее вероятной считается попытка уйти от столкновения с французским истребителем Мираж, с борта которого производилась съемка авиашоу. Но не это происшествие, как многие считают, поставило крест на разработке и внедрении самолета в эксплуатацию. Самолет эксплуатировался еще до мая 1978 года.

Первый регулярный рейс Ту-144 стал совершать по маршруту Москва – Алма-Ата в конце 1975 года. Билет на сверхзвуковой самолет стоил 68 рублей, в то время как билет на обычный самолет по этому маршруту обходился в 48 рублей. Летчики Аэрофлота летали на таких самолетах лишь вторыми пилотами, командирами воздушного судна всегда назначались летчики конструкторского бюро Туполева. Всего было совершено около 50 рейсов и перевезено 3194 пассажира. На Ту-144 были предусмотрены и 11 мест первого класса, видимо для очень влиятельных пассажиров.

Как уже было сказано выше, 1978 год стал окончательным для коммерческой эксплуатации Ту-144, после того, как на взлетевшем при проведении испытаний Ту-144Д возник пожар на аэродроме в Жуковском. Самолет загорелся в воздухе и потерпел катастрофу. Самолет был построен совсем незадолго до произошедшей катастрофы. Причины пожара до сих пор неизвестны.

За всю недолгую историю Ту-144 было построено всего лишь 16 самолётов, которые совершили в общей сложности 2 556 вылетов и налетали 4 110 часов. Его прямой конкурент, самолет Конкорд, просуществовал гораздо дольше, аж до 2003 года. Причинами отказа от использования Конкорда, были также высокая стоимость перевозки пассажиров, а также трагические случаи эксплуатации. Последней каплей была авиакатастрофа в парижском аэропорту Шарль-де-Голль, 25 июня 2000 года. Всего было изготовлено 20 самолётов Конкорд.

На этом история использования реактивных пассажирских самолетов заканчивается. Но есть все основания полагать, что по мере продвижения технического прогресса, рано или поздно будет создана более совершенная скоростая модель сверхзвукового пассажирского авиалайнера.

Крушение Ту-144 в Ле-Бурже. Видео


Документальный фильм Ту-144. Стрела стратосферы


 

 

Рекламная брошюра (да-да и такие были!) в СССР гласила:

“Изящны и стремительны формы сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144… В просторных салонах лайнера, цветовая гамма отделки которых может быть выполнена с учетом традиций отдельных авиалиний, свободно размещается 120 пассажиров… Малое время в пути, высокая регулярность полетов, отличный комфорт для пассажиров, гибкость и оперативность в использовании самолета — все это открывает для его эксплуатации на многих авиалиниях”

 

Ту-144
Ту-144

 

Ту-144 кабина пилота
Ту-144 кабина пилота

 

Ту-144 на взлете, 1968 год
Ту-144 на взлете, 1968 год

 

Рекламная брошюра Ту-144
Рекламная брошюра Ту-144
comments powered by HyperComments